Закон «О развитии агломераций в Ростовской области»: чего не хватает для улучшения жизни

Ростов-на-Дону, 24 августа 2018. DON24.RU. Обсуждение законопроекта «О развитии агломераций в Ростовской области», принятого Законодательным Собранием в первом чтении, прошло накануне на площадке стадиона «Ростов Арена». Представители донского парламента рассказали присутствующем о нем и выслушали предложения по некоторым его положениям. Что дает этот закон, и почему его обсуждают именно сейчас?

Интеграция и симбиоз

Создание в регионе агломераций предполагает, что на территории Ростовской области появится несколько объединений муниципалитетов, сплоченных вокруг одного «ядра» — города, который является своеобразным местом притяжения для жителей близлежащих населенных пунктов. Планируется, что создание таких союзов поможет муниципалитетам эффективно взаимодействовать друг с другом и жить в своеобразном симбиозе, который в перспективе повысит качество жизни людей за счет отлаженной транспортной схемы, переработанной инфраструктуры и развития бизнеса.

«Речь идет о том, чтобы задействовать потенциал каждой территории. Задача закона — сформулировать общее направление развития, во вторых — дать механизмы тем муниципальным образованиям, которые поймут, что дальнейшее развитие возможно только через агломерационный путь. Закон об агломерациях должен привести к изменению качества жизни», — рассказал спикер Законодательного Собрания Ростовской области Александр Ищенко.

Он также отметил, что агломеризация — это мировой тренд, и Ростовская агломерация может стать третьей по численности населения в стране и, в то же время, самой компактной по территории. А это значит, что у нее будет больше возможностей наладить инфраструктуру и отработать транспортные схемы.

Заместитель председателя донского парламента — председатель комитета по законодательству Ирина Рукавишникова подчеркнула, что сейчас очень важно определить, что должно быть прописано в тех соглашениях, которые будут заключать между собой власти муниципалитетов.

«Какие условия будут заложены, каким будет текст этих соглашений — такими и будут агломерации. Нам очень важно обсудить, какие существенные условия должны быть в них прописаны. От этого будет зависеть наполнение самой агломерации», — пояснила она.

Транспортная инфраструктура как одно из условий высокого уровня жизни

Существование агломерации априори подразумевает, что перемещение в ее пределах будет для жителей и гостей не только доступным, но и быстрым. Предполагается, что в пределах одной агломерации люди должны приезжать в центр не за два-три часа, а за 30-40 минут, и тариф на проезд должен быть внутри агломерации единый, а не междугородний.

Как отметил принимавший участие в обсуждениях министр транспорта Андрей Иванов, транспортная система во многих городах России сейчас переживает своеобразный кризис — в крупных населенных пунктах люди начинают отказываться от автомобилей в пользу общественного транспорта. А потому, при создании агломерации, будет необходимо провести огромную работу, направленную на комплексное развитие инфраструктуры.

«Мы не будем развиваться, если все виды транспорта не взаимосвязаны. У Ростова есть с этой точки зрения все позиции, включая главные транспортные пересадочные узлы, которые уже сформировались и в перспективе могут позволить синхронизировать все виды транспорта. Задача — чтобы транспорт развивался комплексно. И тогда жить в агломерации станет комфортно», — подчеркнул глава донского Минтранса.

Но транспортная инфраструктура — это не только общественный транспорт. Речь также идет о крупных логистике и торговых путях как о важных составляющих экономики, чей рост несомненно повлияет на уровень жизни.

В Ростове-на-Дону появился аэропортовый комплекс Платов, план развития которого на ближайшие 5 лет предполагает, что там будет создан аэрополис. На его территории вырастет самый большой в стране логистический центр Почты России, а также центры других крупных компаний, в больших количествах перевозящих сырье и товары. Для того, чтобы такое развитие стало возможным, Платов должен стать элементом инфраструктуры, полноценно связанным с другими территориями в пределах агломерации различными видами транспорта.

«Аэропорт не будет развиваться, если мы туда не приведем другие виды транспорта. «Там будет аэроэкспресс?» — этот вопрос мне задавали с самого начала. Он будет, обязательно будет, но не сразу. Он становится рентабельным при пассажиропотоке от 8 млн человек. На сегодняшний день, пассажиропоток составляет 3 млн. К 2024 году планируется 5 млн. И с этого момента мы начнем вести отсчет по аэроэкспрессу. Но перед этим мы будем заниматься другим проектом — высокоскоростной магистралью, проект которой уже подтвержден, и она, несомненно, будет проходить через аэропорт Платов», — уточнил министр транспорта.

Почему к вопросу развития по схеме агломераций не обращались раньше

После развала Советского Союза географически Ростовская область практически не менялась. Многие ее территориальные границы, а также базовая инфраструктура закладывались в период 1940-1960 годов, когда многие решения принимались, исходя из ситуации на тот момент, а также из партийных списков. Например, пропускная способность дорого в 60-х годах прошлого столетия сильно отличалась от нынешней, да и рассчитаны они были на другие автомобили — меньшей, чем сейчас, мощности и веса.

Об этом в ходе обсуждения упомянул бывший главный архитектор Ростовской области Александр Бояринов, который, по словам Александра Ищенко, много лет назад стоял у истоков того, что сейчас называется законам «Об агломерациях».

«Закон о муниципальных образованиях раздробил нашу территорию на маленькие кусочки, бросив их почти без активного бюджета. И сами они, как видно сейчас, не справляются. А причина этому — то, что районирование области было спланировано во времена СССР по количеству членов партии. Оно не соответствует природе этой территории. Поэтому сейчас в основу нового закона нужно положить пространство и транспортный каркас. В этом каркасе есть точки, которые могут собирать население и экономику. Это наиболее эффективная концентрация населения для обеспечения высокого качества жизни», — подчеркнул он.

О чем еще стоит поговорить

В ходе общественных слушаний многие присутствующие вносили предложения, касающиеся сфер, пока еще не проработанных в тексте закона. Таких оказалось немало.

Например, председатель комитета Законодательного собрания Ростовской области по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству и делам казачества Александр Нечушкин отметил, что при формировании агломерации важно обратить внимание на выравнивание качества мобильной связи четвертого поколения.

«Если говорить о ростовской агломерации, то стыдно, когда случаются резкие провалы в качестве связи. Я говорю и о мобильной связи, и об интернет-покрытии. Важно эти пробелы устранить, чтобы телефоны безукоризненно «ловили» везде, в любой точке любой агломерации», — отметил он.

Отдельно был поднят вопрос развития спорта в будущей агломерации. Зампредседателя комитета по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму Вартерес Самургашев выступил с предложением одним из направлений развития агломерация определить развитие спорта и строительство объектов для занятия физической культурой детей и взрослых.

Чего ждать в ближайшей перспективе

Общественные обсуждения планируется продолжать вплоть до 3 сентября. В этот период представители Законодательного Собрания Ростовской области будут проводить аналогичные мероприятия в различных городах региона — предполагаемых центрах будущих агломераций. Полученные в ходе их предложения, а также касающиеся обсуждаемого закона инициативы, предоставленные непосредственно в донской парламент, будут рассмотрены, а затем, перед вторым чтением, в его текст будут внесены наиболее актуальные поправки.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:



Подборка новостей:

В Ростове сортировать посылки будут роботы-почтальоны
Из Ростова в Донбасс: колонна МЧС России доставит более 500 тонн гуманитарного груза
Донской губернатор примет участие в заседании Госсовета в Ялте
Ущерб на 3,4 млн: в Ростове преподавателя осудили за нарушение авторских прав
Нападающего Андрея Мартынова признали лучшим игроком ХК «Ростов»
В Волгодонске ландшафтный пожар уничтожил газон на набережной
В реанимации после ДТП умер 18-летний студент ДГТУ
«Ростов-Дон» на выезде переиграл «Ставрополье»