Светофоры не слышно, плиток не хватает: слепая девушка рассказала о преодолении барьеров в Ростове
В Ростове-на-Дону активно развивается инклюзивная среда, чтобы обеспечить равные возможности для всех, включая людей с ограниченными возможностями по зрению. Для слепых и слабовидящих созданы условия, позволяющие им полноценно участвовать в общественной и культурной жизни города. «Блокнот Ростов» узнал, так ли это на самом деле, у слепой местной жительницы Екатерины Кудриной.
На этой неделе, 13 ноября, отмечался Международный день слепых. Это всемирная дата, призванная привлечь внимание социума к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации. И это повод вспомнить об инвалидах по зрению, их успехах, достижениях, нуждах и проблемах. Нашим экспертом комфортной среды для инвалидов по зрению и просветителем стала Екатерина Кудрина.
Девушка передвигается по городу при помощи трости и коричневого лабрадора по кличке Шерлок. Он пес-поводырь, таких животных еще называют проводниками.
Видео: «Блокнот Ростов»
Екатерина Кудрина сейчас активно занимается инклюзией и продвигает доступную среду в Ростове. Кроме того, 21-летняя студентка третьего курса факультета психологии ДГТУ вела проект по инклюзивной среде, благодаря которому у нее и ее собаки-поводыря Шерлока появилось много новых друзей.
— Университет стал более адаптированным для инвалидов по зрению и проводников. Мы, наверное, сделали большой шаг, и не только мы. Помощь нам оказывало общество слепых, наше региональное, чтобы создать все условия для того, чтобы мы в ДГТУ могли комфортно обучаться быть владельцами собак-поводырей.
А ты одна в ДГТУ или есть еще ребята теперь?
— Сейчас мы пока что единственные. Надеюсь, что будут еще приходить студенты с собаками-проводниками, чтобы не боялись поступать. Колясочникам нужен пандус, лифт нужен, чтобы учиться, и доступные туалеты. А вот слепым нужно очень многое, начиная от табличек, заканчивая сопровождением на экзаменах.
Я сама из Ростовской области и сейчас продвигаю инклюзию, доступность нашей инфраструктуры. Стараюсь рассказывать, показывать на своем примере, что ограничения по зрению — это только ограничения на бумаге, а так можно вести достаточно активную, позитивную жизнь, заниматься различной деятельностью и участвовать наравне со всеми во всех сферах нашей жизнедеятельности.
Как проходит обучение в университете?
– Я учусь по программе адаптированной, но она включена в общее обучение, то есть я учусь наравне с другими студентами. Но в моем обучении находятся предметы адаптивного модуля. Мне разрешено записывать лекции на диктофон. Сдачи каких-то контрольных точек, если это письменные работы в аудитории, я сдаю лично преподавателю. Если это онлайн-тестирование, что намного удобнее для меня, я уже сама могу делать, то есть используя телефон и программу экранного доступа, которая озвучивает мне все, что находится на экране. Так как сейчас все у нас сайты доступные, все легко озвучивается. Все семинарские занятия, все, что нужно мне отвечать, я пишу на азбуке Брайля. Это занимает немного больше времени, чем хотелось бы. И я уже подсматриваю, читаю также наравне со всеми, мне очень удобно по системе Брайля.
Фото: социальные сети героини
Сложно ли достать книги с шрифтом Брайля в Ростове?
— Для высшего образования я не сильно интересовалась, чтобы были книги. Я использую всегда информационную среду: преподаватели отправляют электронный учебник, или что-то нахожу сама. У нас есть специальная библиотека слепых в Ростове, она больше специализируется на художественной литературе или литературе для детей. В нашем информационном обществе намного удобнее использовать информационные ресурсы, потому что большинство учебников электронные.
Есть много электронных библиотек, которые предоставляют научную литературу, и с ней очень удобно работать. Все можно найти по содержанию, какая страница нужна, листать ее. Это достаточно удобно, и, например, если мне нужен какой-то отрывок из учебника, его легко найти, слушать и переписывать параллельно на азбуку Брайля.
Ты больше любишь читать или слушать художественную литературу?
— В школьные годы я очень любила читать книги по Брайлю. Я не знаю, сколько у меня было книг в читательском формуляре. Сейчас не получается часто ездить в библиотеку.
К тому же фонд не такой большой, потому что одну книгу печатать достаточно долго и дорого.
Я активно пользуюсь электронными книгами, аудиокнигами. Если аудиокниги нет, то просто электронную книгу нахожу. Сейчас библиотеки очень развиты, очень много чего можно найти. И вот эта привычка слушать книги, наверное, останется всегда со мной. Мне достаточно удобно гулять так с собакой по вечерам: слушаешь, идешь, параллельно ты гуляешь, дышишь воздухом, выгуливаешь собаку и еще культурно просвещаешься, слушая какие-то книги.
Какое самое сложнодоступное место ты проходила?
— Наверное, это любой светофор на перекрестке с оживленным движением, как на ЦГБ и площади Гагарина. Этот светофор только ночью можно услышать из-за очень оживленного и загруженного движения, — пояснила девушка.
А с какими еще трудностями ты сталкиваешься часто?
— Это больше не про инфраструктуру, а про мелочи, которые важны. Я активно пользуюсь такси, но подъехать к моему общежитию напрямую сложно. Есть несколько вариантов подъезда, и каждый раз машина приезжает по-разному. Поэтому я иду в то место, где мне легче. Я лучше пройдусь чуть-чуть, но я буду понимать, что вот именно в этом месте 100% приедет такси, – пояснила девушка.
Как таксисты относятся к Шерлоку?
– К нему достаточно хорошо относятся, потому что, когда я заказываю такси, там можно указать перевозку собаки-поводыря. Сервис как-то компенсирует перевозку таких собак. И водитель имеет право отказаться от перевозки, когда видит заказ.
Один раз я случайно забыла указать, что перевожу собаки-поводыря. Водитель немного засомневался, но в итоге повез. Я очень переживала, что, может быть, шерсти много оставим, или еще что-то, но поездка прошла хорошо, мы всю дорогу с водителем разговаривали, — поделилась студентка.
Фото: социальные сети героини