Старинные надгробия и трагические истории: фоторепортаж с прогулки по Братскому кладбищу
На самом ухоженном из старых кладбищ Ростова, Братском, немало интересных надгробий. «Блокнот Ростов» прогулялся по территории погоста и готов поделиться снимками и историями известных личностей, похороненных здесь.
Братское кладбище появилось спонтанно во время эпидемии холеры 1892 на месте, где прежде пасли скот. Тогда территория была окраиной Ростова, и последнее пристанище находили здесь преимущественно бедняки. Но позднее на кладбище стали хоронить и военных, и купцов, и деятелей искусства и науки. С 1998 года тут разрешены родственные захоронения.
Творения скульптора Анатолия Скнарина известны каждому ростовчанину: это он создал «Тачанку», памятник стачке 1902 года, шары-светильники и памятник Чехову на Пушкинской, «Ростовчанку» на набережной и многие другие городские памятники. Долгое время он возглавлял донской филиал Союза художников России.
Строгие линии и геометрия надгробия издали сообщают, что здесь покоится скульптор. Скнарин прожил достаточно долгую и насыщенную жизнь – 80 лет, а память о нем сохранилась во множестве работ на улицах города.
Можно обнаружить на Братском кладбище и кенотафы – надгробные памятники без захоронений. Некоторые из них переместили в 1966 году со Всехсвятского кладбища, на месте которого теперь Дворец Спорта. Вот, например, мощный памятник из лабрадорита в виде часовни из семейного склепа Мордовцевых, потомственных почетных граждан города. Самым известным из них был писатель и журналист Даниил Лукич. Также интересны подписи на английском языке, которые касаются Марии Мордовцевой, урожденной Тернер.
В нижнем углу надгробия сохранилось маркировочное клеймо мастера, итальянца Сильвестро Тонитто. Стоит отметить, что в советское время нередко перебивали и обновляли имена покойных на дореволюционных памятниках, вешали фото. В том случае определить реальный возраст памятника можно именно по наличию выбитой подписи автора надгробия внизу с одной из сторон. Если она есть – перед нами творение конца XIX или начала ХХ века.
Типичная подпись мастера на дореволюционном надгробии