От легендарной «полуторки» до «ночного охотника»: история Ростовского вертолетного завода
«Блокнот Ростов» продолжает рассказывать о самых крупных предприятиях Ростовской области на которых держится вся экономика региона. На этот раз речь пойдет о «Роствертоле», который вместе с «Ростсельмашем» можно тоже назвать градообразующим предприятием.
От машин к авиации
На карте Ростова-на-Дону можно найти переулок Автомобильный и поселок Автосборочный. Но вот автомобильного завода в городе нет. Зато находятся эти места неподалеку от другого предприятия – «Ростовского вертолетного завода». Все дело в том, что в основе «Роствертола» лежал как раз автомобильный завод, точнее автосборочный.
В 1930-х годах в СССР активно развивалось производство автомобилей. Центром стал город Горький (Нижний Новгород), однако мощностей завода ГАЗ не хватало для того, чтобы обеспечить всю потребность в технике. Тогда власти советского государства решили открыть предприятия и в других регионах. Одним из них стал Ростов, где уже работал «Ростсельмаш», а значит были инфраструктура и кадры.
Разместить предприятие решили на территории, где когда-то был первый в городе аэродром. Тогда это была самая окраина города.
Конвейер Ростовского автосборочного завода. 1940 год. Фото: rslovar.com
Строительные работы начались в середине 30-х, а уже в 1939 году с конвейера Ростовского автосборочного завода сошли первые грузовики ГАЗ-ММ — знаменитая «полуторка». В Ростове машины собирал из полученных из Горького готовых узлов. Часть производили на месте, но основным направлением была именно сборка машин. При это предприятие было оснащено самым современным сборочным конвейером. За два года завод выпустил более 20 тысяч автомобилей и был готов приступить к сборке и легковых автомобилей. Но история повернулась совсем иначе и профиль предприятия изменился.
Еще в 1939 году советское правительство, предчувствуя войну, издало указ о перепрофилировании ряда машиностроительных заводов под выпуск самолетов. Одним из них стал завод в Ростове, где помимо машин в состоянии полной секретности начали производить истребители И-16. Для этого были возведены новые цеха. Но основное производство авиационной техники на Дону началось только в 1944 году, когда город окончательно освободили от немецко-фашистских захватчиков.
В Ростове работал завод №168. Изначально он был основан в Рязани, затем был эвакуирован в Волжск и только в 1944 году оказался в Ростове, где работал на базе ростовского завода №87. При этом официально предприятие продолжало именоваться Ростовским автосборочным заводом. И далеко не все жители города даже знали, что на самом деле там выпускали. Название «Роствертол» появилось только в 1970-е годы.
Цех окончательной сборки самолета Ут-2М, 1944 год. Фото: «Роствертол»
После войны завод выпускал самолеты По-2, а в 1949 году предприятие приступило к созданию десантных планеров Як-14. А в начале 50-х предприятие перешло к производству цельнометаллической техники. В 1952 году начался выпуск штурмовиков Ил-10, а в 1954 году налажено производство турбореактивных Ил-40. Было построено 5 экземпляров и ещё около 10 находились в разной степени готовности. Но в стране вновь произошли изменения, повлиявшие на судьбу ростовского завода.
Никита Хрущев, занявший пост главы государства после смерти Иосифа Сталина, решил провести глобальную военную реформу. Заключалась она в сокращении всего и вся. Из армии были уволены миллионы военных, сокращались предприятия, Ставка была сделана на ракетно-ядерный щит.
Пострадал и ростовский завод, ведь в 1956 году вышла директива о ликвидации штурмовой авиации. Работы по строительству Ил-40 были прекращены. Пошли разговоры, что завод может стать частью «Ростсельмаша» и на его территории тоже начнется производство сельскохозяйственной техники.
Дмитрий Чумаченко Фото: «Роствертол»