«Театр – не колбаса»: разговор с режиссером и директором «Линий» о том, что делает искусство живым
Театр «Линии» — одна из самых необычных культурных точек Ростова. Спектакли можно и нужно снимать на камеру. Здесь интерактивные декорации и современный взгляд на искусство показывают, что театр – это не скучно.
О сложностях в жизни «Линий» , почему камерная сцена ближе зрителю и в чем сила искусства, «Блокнот Ростов» поговорил с режиссером Андреем Бахаревым и директором и учредителем театра Сергеем Зуевым.
С чего началась ваша работа в «Линиях»? Что было для вас самым сложным?
– Началось все с Донской, где мы сделали наш первый спектакль «Морфий». Потом, через несколько лет, плавным образом это перетекло в то, что мы приобрели здание, в котором открылся театр «Линии», и там мы начали работать. Самым сложным? Не знаю, не сложно, когда нравится. Иногда бывает, конечно, трудно, но я бы не оставался, если бы мне было бы сложно, – рассказал Андрей Бахарев.
– Самое сложное – это работать с конфликтными зрителями. У нас есть театральный этикет, который предусматривает закрытие двери в момент начала спектакля. Есть зрители, которые опаздывают на 20 минут. Это очень сложно, когды ты развиваешь искусство на свои средства, у нас большая команда людей, которые работают из любви к искусству. Это действительно самое сложное. А вот сам процесс вызывает только вдохновение и радость, – добавил Сергей Зуев.

– Проблема в том, что у нас маленький зал. Большинство спектаклей – камерные. И когда вдруг посреди спектакля зритель начинает заходить, он должен найти свое место, сесть, обязательно прокомментирует это. Поэтому мы приняли решение, что мы просто начинаем спектакль и закрываем дверь в театр, не пуская тех, кто опоздал. Часто разборки с такими зрителям происходят. Он начинает разговаривать с тобой, общаться, пытаться выяснить: «Почему не пустили, мы же купили билеты». У меня в эти моменты возникает обида. Отношение такое, будто купили не билет в театр, не билет как путь к тому, чтобы как-то измениться, подумать, что-то сделать для себя. А как будто купили колбасу с хлебом, ты половину колбасы не отдал и зритель начинает возмущаться: «Отдайте половину колбасы, я же все-таки пришел», – объясняет Андрей.

Спектакль «Морфий». Фото из социальных сетей театра
Как вы опишете своего зрителя?
– Зритель 30+, со средним заработком. Я сам из Екатеринбурга, для меня большой минус, что здесь, в Ростове, молодежь не ходит в театр. В основном, в театр ходят люди, которые прошли становление, уже начали зарабатывать деньги, у них появилось время. Хороший зритель, очень-очень положительный, чем отличается от Екатеринбурга. Он более горячий, более эмоциональный, наверное, более открытый, больше может проявить себя, – описывает Андрей.
– Мне кажется, к нам идут, в первую очередь, любопытные зрители, которые ищут эксперимента, ищут новых форм, хотят посмотреть на что-то новое. Например, на спектакле «Морфий» зритель собирается вокруг стеклянного купола, как у костра, – добавляет Сергей.
Как вы определяете успешность работы театра?
– Есть такой студенческий фестиваль в Москве – «Твой шанс». Мне кажется, это самый ведущий фестиваль во всей России, он происходит на базе ГИТИСа. Мы поехали туда и сыграли «Головлевы», взяли Гран-при. За все годы существования фестиваля Гран-при не получали региональные институты, поэтому это была, конечно, большая победа. Наверное, в большинстве своем, как раз-таки из-за команды «Линий», которая очень много усилий приложила к тому, чтобы победить, – рассказал Андрей Бахарев.
– Еще наш спектакль «Это Любовь» был оценен Золотой маской и вошел в 100 лучших спектаклей, произведенных в 22-м и 23-м году, – дополнил Сергей.

Спектакль «Головлевы». Фото из социальных сетей театра



