Организация закупок на электронных площадках растет благодаря сохранению конкуренции
В 2019 году в среднем ежемесячно через электронные магазины проходит более 200 тысяч закупок на 8 миллиардов рублей.
Система торговых онлайн-площадок в РФ делится на три уровня: федеральный, субъектовый и муниципальный. На сегодняшний день закупки малого объема составляют значительную часть региональных бюджетов. РТС-тендер выяснил, что благодаря «малым» закупкам на Дону за 9 месяцев было размещено порядка 80 тысяч закупок на сумму более 4 миллиардов рублей. Глядя на эти данные, можно сказать, что популяризация этого направления деятельности является одной из важнейших тем как местных, так и федеральных властей.
Широкую популярность последнее время набирает формат электронных магазинов, которые представляют собой площадки в Интернете, где любой заказчик может разместить информацию о своих потребностях и собрать потенциальных участников, готовых выступить исполнителями этой самой потребности. Как правило, около 85% всех закупок малого объема проходят по такой схеме. Еще один способ, обратный, когда уже поставщик предлагает свои услуги с ценами, а заказчик решает – подходят ему условия исполнителя или нет.
Электронные магазины стали основными торговыми площадками для малого и среднего бизнеса, усиливая инновационную активность экономики страны и являясь ее ключевыми хозяйствующими субъектами. Развитие электронных магазинов зависит от мер государственной поддержки, где здоровая конкуренция при этом играют важнейшую роль в развитии и функционировании рыночной экономики любой страны.
«Стоит отметить, что уровень конкуренции среди поставщиков достаточно высок. Мы смотрим, кто из операторов предлагает лучшие технические решения и перемещаемся туда. Закупки малого объема проще по процедуре и бесплатные, конечно, поэтому стараемся больше участвовать, чтобы больше выигрывать, ищем тендеры, заключаем контракты. А большое количество электронных магазинов способствует повышению прозрачности торгов и их удобства — рассказывает один из участников закупок малого объема.
Эффективность работы онлайн-площадок для проведения торгов подтверждают цифры. На сегодняшний день в среднем ежемесячно через электронные магазины проходит более 200 тысяч закупок на 8 миллиардов рублей.
На федеральном уровне со здоровой конкуренцией сложнее. С марта 2019 года может работать только одна площадка – единый агрегатор торговли «Березка». Из-за такой монополии, по данным за июль 2019 года, объем торгов на «Березке» составил всего 190 миллионов рублей. Это в 40 раз меньше торгов, проводимых в других электронных магазинах.
Если все закупки малого объема субъектового и муниципального уровня переведут на «Березку», может возникнуть ряд недостатков. Помимо монополизации на рынке торгов, произойдет игнорирование существующего опыта работы с электронными площадками, а также сокращение экономического потенциала на неопределенный срок.
Особенно эти недостатки могут коснуться регионального рынка, где участники онлайн-площадок желают сохранить возможность выбора и уже ставшую привычной практику малых закупок, несмотря на то, что подобные изменения могут быть вполне реализуемыми в качестве дополнения.