В Ростове рассказали о поддержке малого бизнеса во время пандемии
Доля малых предприятий в экономике города составляет 40%.
Малый бизнес на Дону претерпел некоторые изменения в период пандемии коронавируса. Замглавы Администрации города Светлана Камбулова рассказала о состоянии экономики в экспертном интервью на тему «Проекты и программы развития бизнеса в городе Ростове-на-Дону».
По ее словам, именно малый бизнес больше всего пострадал во время коронакризиса. При этом его доля в экономике донской столицы велика — практически 40%.
— Ростов-на-Дону занимает первое место среди городов миллионников по количеству зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на 10 тысяч населения, — отметила Светлана Камбулова. – Но сказать, что экономика претерпела сильные изменения, нельзя. По-прежнему индекс промышленного производства по статистике за первое полугодие в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составляет 102,1 %. Благодаря стабильно работающим крупным промышленным предприятиям и предприятиям оборонного комплекса.
К слову, в производстве бумаги и металлических изделий, пищевой промышленности наблюдается рост. Что касается субъектов МСП – статистка пока указывает на спад. Но при этом многие предприятия малого бизнеса сумели ответить на вызовы пандемии и перестроится.
— Яркий пример: в марте, когда была острая потребность в средствах индивидуальной защиты, в городе лишь один предприниматель производил лицевые маски. Всего порядка 10 тысяч штук в месяц. На сегодняшний день, когда в работу включился целый ряд предприятий – более 20 субъектов, выпуск составляет около 100 тысяч единиц в сутки. Перестроились многие швейные предприятия и ателье. Малый бизнес в этом курсе самый мобильный.
Во многом предприятиям помогла федеральная и региональная поддержка.
— Еще 17 марта был принят план первоочередных мероприятий на уровне Российской Федерации, подписан Премьер-министром Михаилом Мишустиным. Затем принят на уровне субъекта губернатором Василием Голубевым, и далее на уровне города. Конечно, сначала бизнес был дезориентирован. В первую неделю апреля к нам поступало более двух тысяч обращений, с вопросами, куда обратиться за мерами поддержки, будут ли проводиться проверки. Мы оперативно организовали телефон горячей линии.
Согласно опросу, проведенному Администрацией Ростова, более 50% хозяйствующих субъектов воспользовались региональными и федеральными мерами поддержки. Около 15% предприятий заявили, что не нуждаются в помощи, примерно 30% — не обращались.
Одна из основных мер – налоговые преференции. Региональные власти снизили налоговую ставку на вмененный доход по нескольким видам деятельности до 7,5 %.
— Мера коснулась порядка 15,5 тысяч хозяйствующих субъектов на общую сумму 440 миллионов рублей, — объясняет Светлана Камбулова. – Кроме того, депутаты гордумы освободили от уплаты земельного налога собственников торгово-развлекательных центров и гостиниц. Льготу получили 260 хозсубъектов на сумму 30 миллионов рублей. Малые предприятия также получили отсрочку арендных платежей по уплате за муниципальное имущество и отсрочку по уплате пени. Меры поддержки местного уровня составили 500 миллионов рублей.
Тем не менее, любой кризис «перестраивает» структуру рынка. По результатам опроса полностью деятельность прекратили около 5% предприятий. Больше всего пандемия отразилась на общепите и гостиницах.
— Мы наблюдаем спад к прошлому году на 40%, — уточнил эксперт. – Заведения общественного питания и гостиничный бизнес — наиболее пострадавшая отрасль, именно ей многие преференции предоставлены. В торговле замечен спад на 6%.
При этом 6% предприятий отметили, что не заметили изменений в выручке. А по количеству новых зарегистрированных предприятий наблюдается рост. По сравнению с первым полугодием 2019-го собственный бизнес решили открыть на 400 человек больше.
Светлана Камбулова в интервью отметила, что из новых мер поддержки необходима помощь в цифровизации.
— Необходимо уходить в цифровое поле, — объясняет эксперт. — Администрация запустила несколько новых проектов.
Это «Бизнес акселератор», отбирающий наиболее успешные проекты собственного дела для грантов и финансирования. «Центр цифровизации бизнеса» — первая программа по переводу бизнеса города в интернет-пространство. Проекты помогают оцифровать продукцию и создать маркетинговый план продвижения.
— Центр мы запустили в прошлом году. Нужно сказать, что 20 из 25 участников – это производственники, — добавила Светлана Анатольевна.
В Ростове также работает «Кооперационная площадка». Сегодня она затрагивает торговлю, туризм, рекламу и маркетинг. Малые предприниматели могут найти здесь крупные заказы. Достаточно зарегистрироваться на «Кооперация61.рф».