Ученые высказались против скоропалительных решений по переносу маршрутов
В Ростове на круглом столе по развитию и проблемам автотранспорта донского региона НКО «Межрегиональный транспортный союз» и представители министерства транспорта Ростовской области обсуждали, как упростить жизнь не только пассажирам, но и перевозчикам, а также как наладить разветвленную сеть общественного транспорта в донской столице.
Главная транспортная проблема, считают участники встречи, связана с тем, что после открытия автовокзала «Центральный» на месте старого аэропорта ряд межмуниципальных маршрутов с Пригородного вокзала были перенесены на новый.
Как рассказал научный руководитель института экономики транспорта и транспортной политики НИУ Высшей школы экономики, член Общественного совета Минтранса РФ, профессор Михаил Блинкин, это было крайне неосмотрительное решение без учета мнения пассажиров и базовых исследований.
— Любое предприятие можно переносить куда угодно, но во всех случаях без детального транспортного моделирования, транспортно-социологического обследования пассажиров, без дотошного анализа экономического интереса перевозчиков, которые работают в регионе и в городе, делать это неосмотрительно. Ни одно решение без этих трех базовых вещей принимать нельзя. Конечно, право остается за местной администрацией, но я бы этого очень не советовал, — рассказал профессор Михаил Блинкин.
По его словам, нужно опираться на три вида исследований при проектировании транспортных развязок общественного транспорта.
— Во всех случаях переносов предприятий, которые сильно повлияют на транспортный поток города и области, необходимо провести три вида исследований. Первое — детальное транспортно-социологическое исследование. Во время него изучаются интересы пассажиров, на что они готовы пойти и на что не готовы. Есть большой сегмент людей, живущих на 20-30 тысяч рублей в месяц, для которых повышение тарифов – это всегда существенно. Грамотный планировщик не может это не учитывать. Второе — аккуратное транспортное планирование. Если переместить любой объект в городе, то это повлечет за собой изменение трафика. И третье — анализ финансово-хозяйственной деятельности извозчиков. Любой пробел приводит к народному возмущению, лишним пробкам и уходу транспортного бизнеса, — пояснил Блинкин.
Мнение эксперта поддержал генеральный директор научно-исследовательского федерального центра в области эксплуатации автомобильного транспорта НИИАТ Валерий Викторович Машков. Он сделал акцент на том, что подобные решения должны основываться на предварительных исследованиях транспортных потоков, учитывать, в первую очередь, социальную составляющую.
Как рассказала начальник управления транспорта Ростовской области Алла Лоскутникова, в 2025 году планируется детальная организация научно-исследовательской работы по транспортному планированию.
Фото: Дмитрий Кутепов
— При формировании технического задания все пожелания будут учтены. Планы серьезные – это разработка документов, которые сейчас должен разработать субъект, анализ жалоб и пожелания людей, — добавила Алла Лоскутникова.
Напомним, что автовокзал «Центральный» начал работу 27 июня 2024 года. Его открытие вызвало возмущение жителей Ростова. Причиной стало то, что часть маршрутов, которые ранее ходили с Пригородного автовокзала на Шолохова, переехали в новый автовокзал.
Фото: Дмитрий Кутепов
По итогам обсуждения эксперты и участники круглого стола пришли к выводу, что Ростовская область крупный, динамично развивающийся регион, который достоин развитой маршрутной сети и транспортной инфраструктуры и здесь будет востребована работа всех трех действующих на сегодня автовокзалов.
Формирование маршрутов должно происходить так, чтобы сами пассажиры без каких-либо ограничений выбирали тот автовокзал, которым им удобно пользоваться. Участники выразили надежду, что круглый стол положил начало конструктивному диалогу всех сторон в интересах жителей региона.
Григорий Мелихов