Добро или зло: ученики, учителя и депутаты высказались, нужно ли отменять ЕГЭ
В начале июня 2024 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект, который предлагает заменить Единый государственный экзамен на государственную итоговую аттестацию для образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Инициатива вызвала широкое обсуждения в обществе, экспертных кругах и среди политиков.
ЕГЭ, который был введен в 2009 году, должен был бороться с коррупцией в школах и вузах, установить единые стандарты оценки качества образования и обеспечить доступность высшего образования для детей из сельских районов и малообеспеченных семей. Однако на практике, как следует из пояснительной записки к законопроекту, реформа не привела к ожидаемому улучшению качества знаний и доступности высшего образования.
С момента введения ЕГЭ, предложения об его отмене поступали неоднократно, но они не получили поддержки от правительства. В заключениях указывалось, что отмена ЕГЭ может привести к упразднению системы совмещения выпускных и вступительных экзаменов, что в свою очередь может снизить доступность высшего образования для детей из сельских районов и малообеспеченных семей.
Фото: donland.ru
Исследования, проведенные Высшей школой экономики, показали, что хотя мобильность абитуриентов увеличилась, расходы домохозяйств на поступление в вузы и переезд к месту учебы значительно возросли. Вероятность дополнительных расходов на то, чтобы жить в другом городе, увеличилась на 40-50%, а на подготовку к экзаменам в последний учебный год — на 70%.
Также в тексте законопроекта сказано, что содержание самого ЕГЭ часто оторвано от школьного курса, что требует от учеников нанимать дорогих репетиторов. Высокая же стоимость этих услуг делает их недоступными для многих семей. В некоторых случаях выпускники, набравшие высокие баллы, не могут поступить в вузы из-за предпочтения, отданного победителям и призерам олимпиад.
Эксперты отмечают, что из-за введения ЕГЭ расходы родителей переместились на рынок репетиторов, а коррупция — в сферу олимпиад. Многие ученые и педагоги критикуют систему тестирования, которая, по их мнению, не способна адекватно оценить уровень знаний, а только натаскивает учеников на сдачу экзамена. Вопросы и задания ЕГЭ часто слишком сложные, что увеличивает нагрузку на учащихся и фокусирует процесс обучения исключительно на подготовке к тестам.
Яна Лантратова Фото: dumanews.ru
Депутат Госдумы Яна Лантратова подчеркнула, что формат ЕГЭ не способствует раскрытию творческого потенциала школьников. Из-за отсутствия личного контакта с преподавателем ученик теряет индивидуальность, а обучение в школе теперь сосредоточено на одной цели — сдать ЕГЭ. Это привело к тому, что процесс обучения стал подготовкой к экзаменационным заданиям, а не всестороннему освоению учебной программы. Из-за этого ученики теряют интерес к учебе. Это подтверждается исследованиями Высшей школы экономики, которые указывают на снижение уровня критического мышления и творческих способностей среди школьников.
Эту систему проверки знаний оценили как и ученики, сдавшие ЕГЭ, так и преподаватели.
– Я, как и мама дочки, которая в этом году сдала ЕГЭ, так и преподаватель «за» отмену такого вида экзамена, потому что для каждого выпускника это стресс. От этих баллов зависит будущее абитуриентов. Такое говорят многие: некоторые учителя и родители. А это, в свою очередь, очень давит на ребенка. Ученики могут готовиться более двух лет, но наберут 60 баллов, а кто не уделял так много времени подготовки к ЕГЭ, получают 80+. Это зависит не только от знаний сдающих, но еще и от удачи. На мой взгляд, ЕГЭ — это лотерея, необоснованный стресс, трата огромного количества времени и денег, порой необоснованных. Этот экзамен также не развивает критическое мышление у выпускников», – прокомментировала учитель школы в Янтарном Марина Сеттарова.
– Я против ЕГЭ по многим причинам. Во-первых, из-за абсурдной шкалы перевода. Я за то, чтобы все задания были разбиты на разные баллы, которые в сумме дают 100, как это делают многие международные экзамены (одно задание весит 20 баллов, другое 30, еще одно 50 и так далее). Шкала перевода — сложная, ненужная вещь, она путает детей и пугает их. Если ученик допускает ошибку хотя бы в одном задании, то во вторичных баллах она очень сильно портит результат (особенно видна эта несправедливость на примере литературы, где ставят 94 за одну допущенную ошибку). Я считаю, что любой человек должен иметь право на ошибку, не только профильщики. Во-вторых, ЕГЭ — это НЕ объективная оценка знаний. Ученик может иметь «семь пядей во лбу», знать очень много, но экзамен сдаст не так хорошо лишь из-за незнания структуры и логики, которую придумывают составители. Привести пример можно, взглянув на английский язык. В этом году в Ростовской области попались действительно сложные варианты, которые может выполнить человек, владея уровнем с1, а то и с2 (это уровень носителя, я напоминаю). Все мои знакомые, включая тех, у кого был огромный опыт и высокий уровень, получили 60-70 баллов. Варианты должны соответствовать тому, чему учат в школе. А преподают там исключительно базовые вещи, уж точно не тому, что дают в кимах. Из-за этого требуется все равно помощь репетитора, услуги которого — очень дорогие, и даже вместе с ним нет гарантий на 90+. В русском, английском, литературе не получится иметь хороший результат, если не использовать клише и сложную структуру, особенно, это в экзаменах по этим предметам далеко не во всех заданиях есть правильные ответы. То есть все оценивается максимально субъективно. ЕГЭ не важно мышление, логика и способности человека, ему нужна структура. В-третьих, ЕГЭ — это что-то, чему уделяется слишком много внимания. Это плохо, когда люди боятся прийти и написать его. Учителя давят на учеников морально, и я в какой-то степени, понимаю, почему…ведь экзамен непростой. Но в то же время нельзя допускать, чтобы дети переживали такой стресс. Нужно сделать задания на основе школьной программы и внушать детям чувство безопасности», – говорит ученица Лицея №58 Руслана Потапчук.
Фото: donland.ru
Однако единого мнения тут тоже нет. Кто-то считает, что спокойнее от отмены ЕГЭ не станет.
– Я могу опираться только на личный опыт, тем не менее, не считаю, что нужно отменять ЕГЭ. Любой экзамен – это стресс, поэтому нельзя утверждать, что отмена ЕГЭ подарит выпускникам спокойствие. Над чем нам действительно стоит работать, так это над тем, чтобы не относиться к не сдаче ЕГЭ как к концу света. Я также не согласна с высказыванием, что ЕГЭ – это лотерея. На экзамене действительно может попасться любая тема, но все школьные годы для того и даны, чтобы изучать эти темы. Я сдала ЕГЭ по русскому языку на высший балл, при этом не занимаясь с репетитором ни дня. И пока не вижу достойных альтернатив этому экзамену, которые можно реализовать на государственном уровне. А ЕГЭ дает всем обучающимся равные шансы, – рассказала еще одна ученица лицея Рипсиме Меликсетян.
Против изменения этой системы образования в России высказался в своем Telegram-канале и Александр Мажуга, первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию.
– Сегодня единый государственный экзамен, прежде всего, это не выпускной экзамен из школы, а это вступительный в университет. Об этом я говорил и писал много раз. Этот экзамен в университет, который позволяет поступать в пять вузов одновременно и выбрать до пяти направлений подготовки в каждый университет. Это очень удобно. И именно это позволяет ребятам из дальних уголков нашей Родины поступать в вузы в других регионах. Также ЕГЭ убрал коррупционную составляющую в вузах. Обязательные ЕГЭ для получения аттестата о школьном образовании — математика базового уровня и русский – по отзывам обучающихся, их родителей, преподавателей не слишком сложные. Но профильные ЕГЭ, которые нужны для поступления в вуз, они сложные. И это правильно. В этом и заключается задача самого экзамена – выделить ребят, которые обладают хорошими знаниями и умениями, – считает депутат.
Александр Мажуга Фото: er.ru
Среди учителей тоже нет единого мнения.
– Отмена ЕГЭ – тема, которую обсуждают каждый год. Значит ли это, что его отменят? Мне кажется, что нет. Единый государственный экзамен универсален: он ведь не только подтверждает, что ученик освоил школьную программу, но и служит вступительным испытанием. Представьте: ученик сдал экзамен в школе, подал документы в 5 вузов, а потом в каждом из них ещё сдает вступительные. Это же нереально! Поэтому идея отмены экзамена мне не нравится. Сейчас ученик из любой школы может неплохо подготовиться к ЕГЭ (в сети много бесплатных материалов и недорогих курсов), а вот со вступительными экзаменами в вуз такое вряд ли будет. Значит, выпускники будут в неравных условиях», – прокомментировала Татьяна Чернораева, преподаватель школы «Карьера».
Соответственно, на основе этих мнений, можно сделать вывод, что критика ЕГЭ сосредоточена на том, что он не раскрывает творческий потенциал школьников и обезличивает их из-за отсутствия личного контакта с преподавателями. Обучение в школах направлено на подготовку к экзамену, а не на всестороннее освоение программы, что снижает интерес к учебе в принципе. А высокий уровень стресса, который испытывают выпускники и их семьи, также вызывает беспокойство.
Однако у ЕГЭ есть и положительные стороны. Экзамен предоставляет всем учащимся равные возможности для поступления в вузы, устраняет коррупцию и позволяет подавать документы в несколько университетов одновременно. ЕГЭ считается удобным механизмом для объективной оценки знаний и умений учащихся.
Если законопроект будет принят, он может вступить в силу уже 1 января 2025 года. Результаты ЕГЭ, полученные до этой даты, будут действительны в течение четырех лет и могут быть использованы для поступления на программы бакалавриата и специалитета. Однако остается неясным, каким экзаменам будут готовиться школьники, которые заканчивают школу в 2025 году.
Фото: donland.ru
В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что проведение ЕГЭ сопряжено с увеличением числа суицидов среди подростков, а также требует значительных государственных расходов. Эксперты связывают этот рост, среди прочего, с психологическим давлением, которое испытывают школьники при подготовке к ЕГЭ. Его проведение также требует значительных финансовых затрат. Расходы на проведение единого экзамена за последние несколько лет составили порядка 4-5 миллиардов рублей.
Законопроект о замене ЕГЭ на государственные экзамены вызвал широкий резонанс и дебаты. Вопрос об эффективности этой формы экзамена остается открытым, и решение о его судьбе требует всестороннего анализа и обсуждения. В случае отмены ЕГЭ и введения новых форм аттестации важно учитывать как положительные, так и негативные аспекты текущей системы, чтобы найти наиболее оптимальный путь развития образовательной системы России. И, конечно, эти данные могут свидетельствовать о необходимости пересмотра текущей системы экзаменов для создания более благоприятной и менее стрессовой образовательной среды.
Ева Игнатущенко